Патриоты России под зеленым знаменем
24 июня 2004 года
Русские мусульмане – это бывшие пленные в Афганистане и Чечне, мигранты из мусульманских республик Средней Азии, а также принявшие ислам по личным мотивам. У всех русских мусульман по два имени: одно записано в паспорте, второе дается при посвящении и выбирается из записанных в Коране 99 имен Аллаха. Так, лидера «Организации русских мусульман» Анатолия Степченко зовут Абу Талиб, а его заместителя Тараса Черниенко – Абдуль Карим. Вторые имена помогают общаться с мусульманами из арабских стран, которым трудно произносить русские имена и фамилии. Учредительный съезд «Организации русских мусульман» прошел 11–13 июня в Омске. Организация объединяет около 2,5 тыс. русских, принявших ислам.
Официальная цель организации – создание по всей стране сети исламских культурных центров. Сейчас русским мусульманам «сложно обрести духовный комфорт» в общении с единоверцами других национальностей. А создавать свои общины им мешает малочисленность и разобщенность. На сегодняшний день община русских мусульман существует только в Петрозаводске. Лидеры организации также рассчитывают на массовый переход русских в ислам. По словам Тараса Черниенко, сейчас «ислам отпугивает русских как иностранная и инородная религия. С помощью культурных центров мы развеем этот миф». Русские мусульмане планируют создать свои СМИ и рассчитывают на финансовую помощь от единоверцев с Ближнего Востока. Традиционных для ислама противоречий между шиитами и суннитами среди русских мусульман в настоящее время нет, возможно, ввиду их малочисленности. Противоречий с тем, чтобы одновременно быть русским и мусульманином, они также не ощущают. «Этнически мы русские, конфессионально принадлежим к мировой мусульманской умме».
В принятой на учредительном съезде декларации говорится, что «Русская нация деградирует стахановскими темпами». И единственным шансом преодолеть пьянство, наркоманию и раннюю смертность является вера в Аллаха. Русские мусульмане называют себя «здоровой силой человечества», патриотами своей страны, призванными спасти ее от этих угроз. Председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль утверждает, что если британский или французский ислам – явление культурное, то русский ислам – феномен геополитический, «связанный с всемирной историей». Тарас Черниенко обещает, что численность русских мусульман в ближайшие годы будет стремительно расти. Если сейчас русские принимают ислам только в зрелом возрасте, то их дети будут становиться мусульманами уже от рождения. Чтобы Россия стала исламской страной, достаточно, чтобы мусульманами стали 5% русских, «остальное население тогда будет непроизвольно копировать их поведение». Принятие ислама, по мнению г-на Черниенко, не будет означать для русского человека предательство христианства. Переходя из христианства в ислам, «человек просто поднимается на новую ступень». Однако опасения, что в Москве на месте церквей появятся мечети, излишни. «Шариат запрещает разрушать храмы».
В Совете муфтиев «Новым Известиям» сообщили, что русских мусульман поддержать готовы, но пока они за поддержкой не обращались. Директор центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко считает, что у русского ислама могут быть большие перспективы. Но не у ислама как религии, а у ислама как идеологии, как политической философии. «Если в православие приходят через монархизм, в протестантизм через либеральную идеологию, то ислам может стать прибежищем жаждущих революции. Ислам – это идеология революции, которая говорит, что мир несовершенен и что люди должны бороться за приход Махди – судьи-вождя, который возглавит восстание всех борющихся за справедливость».
Александр Колесниченко, «Новые известия», 23 июня 2004 г.